Вы недавно смотрели

Новость

03.04.2017

Подготовка лодки к сезону, полировка

 
Перезимовали! Впереди новый увлекательный сезон путешествий и отдыха на воде. Ниже мы расскажем о том, что необходимо предпринять, чтобы предстоящий сезон доставил только положительные эмоции, а ваша лодка оставалась в исправности и радовала вас и окружающих отличным внешним видом.
 
Сразу необходимо отметить, что ряд важных операций, влияющих на «здоровье» лодки и мотора, следовало провести еще прошлой осенью. К таковым, в порядке убывания значимости, относятся замена моторного масла и масляного фильтра (4-тактные моторы), замена трансмиссионного масла в редукторе (все подвесные моторы и стационарные моторы с угловыми колонками), мытье корпуса и днища с применением специальных очистителей.  Если по каким-то причинам (скажем, слишком поздний подъем на берег) все это проделано не было, весна – самое время исправить ошибки. Поменяйте масло, отмойте корпус от грязи, разнообразных разводов, водорослей и ракушек. Как это сделать, мы подробно описывали в материале "Подготовка судна к зимнему хранению, консервация"
 
Корпус в таком состоянии должен быть отмыт дочиста перед полировкой
 
После мытья предлагаемыми нами средствами он будет выглядеть примерно так:
 
Итак, ваш корпус отмыт, избавлен от грязи, обрастаний и посторонних пятен. Если лодка в сезон постоянно стоит на воде, стоит защитить днище от обрастаний и загрязнений с помощью необрастающей краски. Об этом подробно в справочном материале "Защита от обрастания – как выбрать необрастающую краску, как красить, совместимость с иными красками, срок службы"
 

Полировка стеклопластиковых судов

Борта стеклопластиковой лодки для сохранения отличного внешнего вида, предотвращения выгорания и потери глянца стоит отполировать. Полировка бывает двух типов: косметическая полировка и полировка абразивная. В чем разница между ними? Если борта лодки находятся в хорошем состоянии, исходный цвет и глянец гелькоута не потеряны или потеряны незначительно, стоит провести полировку косметическим полиролем или нанести воск.  На всякий случай непосредственно перед полировкой для удаления, пыли, грязи, жиров и смазки, успевших попасть на гелькоут,
моем лодку средствами типа:

          

Затем берем косметический полироль или воск (можно использовать следующие средства) и постепенно участок за участком наносим его на корпус лодки:     
 
 
 
 
При ручном нанесении, при помощи небольшого куска чистой сухой салфетки наносим состав равномерным тонким слоем на участок корпуса размером примерно 50х50 см.  Даем составу немного подсохнуть (подсыхая, обработанная поверхность белеет), а затем с помощью другой сухой чистой салфетки располировываем поверхность до появления глянца.  При машинной полировке следует использовать специальный поролоновый полировальный диск. Мы рекомендуем полировальный диск от 3М. Полироль или воск при машинной полировке можно наносить как на полировальный диск, так и на корпус судна салфеткой (как при ручной полировке) и затем уже располировывать с помощью диска на оборотах не выше 1500 об/мин. Нанесение на корпус предпочтительней, поскольку это позволяет продлить ресурс диска. Независимо от способа полировки, избегайте обрабатывать  одновременно участки большой площади! Наносите состав и располировывайте его от участка к участку. Если полироль или воск скатываются под полировальным диском в мелкие катышки – снизьте скорость вращения диска и(или) очистите диск от остатков полироля (воска). Диск моется теплой водой с применением таких средств как:
 
Проделав описанные выше процедуры, вы покроете корпус слоем прозрачной защитной пленки, которая зальет всевозможные микроцарапины и поры гелькоута, тем самым, усилив глянец и придав гелькоуту более насыщенный цвет. Эта же пленка предотвратит дальнейшее выгорание гелькоута и существенно замедлит его повторное загрязнение. Стоит повторить, что косметический полироль или воск годятся только для защиты корпусов в относительно хорошем состоянии. Что делать, если корпус слегка «подустал», если глянец гелькоута заметно потерян? В этом случае следует полировать в два этапа -  сначала полиролем с добавлением абразива, а затем косметическим полиролем или воском так, как указано выше.
 
Как следует из названия, в полиролях с абразивом содержится абразив – мелкие частицы, обладающие режущим эффектом. При полировке эти частицы на микроскопическом уровне срезают верхний слой гелькоута вместе с продуктами выгорания, делают гелькоут более гладким, возвращая ему глянец.  Это такие средства как:
 
 

Способ использования абразивного полироля схож с описанным выше, но есть важное отличие: наносим полироль на небольшой участок корпуса и затем, пока полироль еще жидкий, в течение нескольких минут полируем круговыми движениями (салфеткой при ручной полировке или желтым полировальным кругом при машинной) -  в этот момент абразивные частицы делают свое дело, выглаживая гелькоут и придавая ему глянец. Как только слой полироля начал подсыхать (начала появляться белесость), другой чистой и

сухой салфеткой или другим чистым кругом окончательно располировываем до появления глянца. Таким образом обрабатываем весь корпус, после чего протираем его с помощью салфетки из микрофибры для удаления сухих остатков полироля. Второй этап (его можно и даже стоит провести через несколько дней) -  нанесение косметического полироля или воска (см. выше). Это усилит глянец и насыщенность цвета, увеличит степень защиты корпуса от выгорания и загрязнения. 

 
И, наконец,  рассмотрим наихудший вариант, когда на лодку, как говорится, без слез не взглянешь – глянца ноль, цвет едва различим, корпус выгорел настолько, что оставляет белесые следы после проведения по нему ладонью (следы – не что иное, как микрочастицы гелькоута, выкрошившиеся под воздействием ультрафиолета). Иногда ситуация усугубляется еще и многочисленными мелкими царапинами. В такой ситуации вернуть корпус к жизни сможет только абразивная полировка по полной программе. В чем же заключается полная программа?
 

Убираем микроцарапины. Прежде всего, необходимо понимать, что под микроцарапинами подразумеваются действительно едва заметные глазу царапины, затрагивающие верхний слой гелькоута, то есть царапины, которые можно убрать, попросту сошлифовав их вместе с верхним слоем гелькоута.  Данную операцию лучше выполнять с помощью эксцентриковой шлифовальной машины и специальных мелкозернистых шлифовальных кругов. Мы рекомендуем круги Purple Hookit от 3M совместно с мягкими подложками. Начинаем шлифовку кругами с 

зерном 600 и постепенно меняем  шлифовальные круги на менее и менее зернистые вплоть до 1500.  Круг с зерном 1500 уже дает легкий глянец. Внимание, осуществляйте шлифовку с осторожностью, без излишнего давления на шлифовальный круг! Исправить последствия излишней шлифовки будет невозможно!

Завершить шлифовку следует специальным кругом Trizact Р3000 - он доведет риску на поверхности гелькоута до состояния, пригодного для дальнейшего «выглаживания» с помощью полироля. Следующий этап – полировка абразивными полиролями. В качестве таковых повсеместно используются хорошо зарекомендовавшие себя полироли от 3M – литровые бутылки с зелеными, желтыми и синими колпачками. Цвет колпачка обозначает степень “зубастости” 

абразива, добавленного в полироль. Полироль с зеленым колпачком – самый “зубастый”. С него начинается полировка. Взбалтывем бутылку с полиролем, наносим небольшое количество на зеленый полировальный круг (10260543) и полируем  круговыми движениями небольшой участок поверхности корпуса. Полируем до тех пор, пока не получим устойчивого глянца. Если полироль подсыхает, можно слегка смочить круг. Таким образом обрабатываем весь корпус. Многих владельцев лодок результат, достигнутый уже на этом этапе, более чем устраивает и они сразу переходят к финальной стадии (нанесению защитного косметического полироля или воска), но для получения идеального глянца стоит протереть корпус салфеткой из микрофибры для удаления остатков «зеленого» полироля и полностью повторить процедуру полировки уже с использованием полироля с желтым колпачком и желтого же полировального круга. Цвет круга также важен, ибо жесткость  и структура поверхности поролона кругов разного цвета специально подобраны для использования с полиролями различной зернистости (по крайней мере, это касается предлагаемых нами кругов)! По завершении полировки вновь протираем корпус салфеткой из микрофибры. Для гелькоутов светлых оттенков абразивную полировку на данном этапе можно считать завершенной. Темные гелькоуты, склонные к проявлению «голограмм» (радужных разводов на солнце), стоит дополнительно подвергнуть финишной полировке (полироль с синим колпачком 10260551 и синий полировальный круг). Финишный полироль сведет риску на поверхности гелькоута к минимуму и уберет «голограммы». По окончании протираем корпус соответствующей салфеткой для удаления остатков полироля. Поздравляем, вы проделали огромный объем работы и вернули гелькоуту первоначальные цвет и глянец, ваша лодка вновь выглядит как новая! Теперь осталось нанести на корпус слой косметического полироли или воска, чтобы сохранить результаты вашего титанического труда, замедлить повторное выгорание и отсрочить необходимость повторной грандиозной полировки.  Периодическое нанесение косметических полиролей и восков позволит сохранить корпус в отличном состоянии очень долгое время.  Сразу отвечаем на два популярных вопроса:

 
1) - Как часто необходимо применять абразивную полировку?
- Это крайняя мера, необходимая для восстановления запущенных корпусов. При должном и регулярном уходе за корпусом абразивная полировка ему может вообще не потребоваться.
 
2) - Как часто следует возобновлять слой косметического полироля или воска?
- Это зависит частоты мытья корпуса с помощью сильнодействующих средств и качества полиролей и восков. В среднем, качественные составы требуют нанесения 1-2-3 раза в сезон.   
 
Важно! При всех видах полировок (а в особенности при абразивной полировке) следует замаскировать качественным скотчем все детали, которые полировки не требуют – резинки уплотнений, иллюминаторы, люки, привальный брус и т.п. детали. Мы рекомендуем использовать качественный скотч от 3M, он надежно прилипает, отлично огибает криволинейные детали, но (и это принципиально важно!) долгое время не «прикипает» к поверхности и без следа удаляется:
Перед абразивной полировкой есть даже смысл снять с корпуса некоторые детали (к примеру, привальный брус).
 
 

Полировка алюминиевых и окрашенных судов

 
Восстановление внешнего вида алюминиевой лодки заключается в мытье и удалении с корпуса водорослевого налета, известковых отложений, ракушек, желтых, коричневых и прочих пятен.  Как это сделать, мы подробно описывали в материале "Подготовка судна к зимнему хранению, консервация"
 
Очищенный  корпус защищается от повторного загрязнения косметическим полиролем или воском.  Абразивная полировка алюминия не практикуется.
 
Окрашенные лодки также чаще всего покрываются косметическим полиролем или воском. Твердые типы красок могут быть подвергнуты легкой абразивной полировке (полироль с желтым колпачком и желтый же полировальный круга + финишная полировка «синим» полиролем для темных цветов) с последующей защитой косметическим полиролем или воском. Внимание, некоторые типы яхтенных красок не допускают абразивной полировки (к примеру лаки и эмали Perfection), уточняйте возможность полировки  у поставщика краски!
 
 

Полировка стекол

Потускневшие акриловые и поликарбонатные стекла люков и иллюминаторов могут быть восстановлены с помощью Полироль с зеленым колпачком (10260549) и зеленый полировальный круг (10260543). Осторожнее с оборотами при механической полировке – важно не перегреть поверхность, что может вызвать ее безвозвратное помутнение!
 

"Гибкое стекло" тента, помутневшее от времени (слева) после полировки (справа):