2-тактные двигатели отличаются от своих 4-тактных собратьев отсутствием отдельной масляной системы. У них нет масляного картера, циркуляционного масляного насоса, масляного фильтра. Отсутствие отдельной системы смазки в 2-тактных двигателях заменяется добавлением моторного масла непосредственно в топливо. В разных двигателях это делается по разному. В одних масло добавляется непосредственно в бензин, в других – автоматически дозируется и смешивается с топливом перед подачей его в камеру сгорания. В любом случае моторного масло в 2-тактных двигателях попадает в цилиндры и сгорает там вместе с топливом. Именно эта особенность 2-тактных моторов определяет особенные требования к маслам для них.
Основным показателем качества масла для 2-тактного мотора можно считать полноту его сгорания в цилиндрах. Чем меньше при этом образуется зольных отложений, дыма, сажи и смол – тем стабильней работа двигателя, меньше его износ и чище выхлоп. Именно по этой причине в 2-тактных маслах исключено применение традиционных для 4-тактных двигателей присадок на металлической основе, образующих при сгорании зольные вещества с особенно сильным абразивным действием.
Использование в 2-тактных двигателях некачественных 2-тактных масел или же 4-тактных масле приводит к обильному отложению нагара в цилиндрах, закоксовыванию поршневых колец, сильному износу деталей цилиндропоршневой группы. Отложение зольных веществ на наконечниках свечей зажигания грозит появлением калильного зажигания (это означает, что вспышки в цилиндрах будут возникать не от искры свечи зажигания, а самопроизвольно – от раскаленных частиц золы), что приводит к нестабильной работе мотора и его повышенному износу.
Разумеется, ограничение по зольности и жесткие требования по полноте сгорания не отменяют требований, предъявляемым ко всем моторным масла без исключений. 2-тактные масла также должны обладать высокой смазывающей способностью, хорошими противокоррозионными свойствами, способностью противостоять износу деталей. Помимо физико-химических особенностей масла это обеспечивается и правильной концентрацией масла в топливе. Следуйте указаниями инструкции. Недостаток масла в топливе вызовет повышенный износ, перегрев или даже заклинивание двигателя. Избыток – повышенную дымность выхлопа и образование смолистого нагара на свечах зажигания и поршнях.
Маркировка API, встречающаяся на маслах для 4-тактных двигателей, встречается и на упаковках с 2-тактным маслом. Назначение масла разных классов API следующее:
TA (TSC-1) – масла для двухтактных двигателей воздушного охлаждения с рабочим объемом до 50 кубических сантиметров.
TB (TSC-2) – масла для высокооборотных двигателей воздушного охлаждения рабочим объемом 50-200 кубических сантиметров.
TC (TSC-3) – масла для двухтактных двигателей с высокими требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50-200 кубических сантиметров и большим соотношение топливо/масло; применяются в мотоциклах, снегоходах и другой сухопутной технике.
TD (TSC-4) – масла для подвесных двухтактных двигателей с водяным охлаждением (соответствует маслу TC-W по классификации NMMA).
В настоящее время API выдает сертификаты на масло классов TC и TD, хотя на рынке все еще встречаются масла низших классов, использовать которые в 2-тактных моторах не рекомендуется.
Наилучшим качеством на сегодня обладают масла, производимые в соответствии с требованиями NMMA (Американская национальная ассоциация производителей судового оборудования). Существует три класса масел, производимых соответственно требованиям NMMA (в порядке увеличения эксплуатационных качеств): TC-W, TC-WII и TC-W3. Из них два последних класса (TC-WII и TC-W3) превосходят по качеству масла API.
Сколько масла следует добавлять в топливо для двухтактного двигателя? Главным руководством в данном вопросе должна служить инструкция по эксплуатации вашего двигателя. В общем, можно сказать, что для большинства современных двигателей пропорция смеси должна составлять 1:25 (1 часть масла на 25 частей топлива) в период обкатки и 1:50 в период штатной эксплуатации двигателя. Двигатели с автоматическим приготовлением топливной смеси автоматически дозируют масло в зависимости от оборотов, нагрузки и иных параметров. Часто возникает вопрос, - А как убедиться, что «автомат» работает правильно и подает в топливо необходимое количество масла? В случае сомнений залейте в топливный бак не чистый бензин, а его смесь с маслом в стандартной пропорции 1:50. Запустив двигатель, проверьте убывает ли уровень масла в масляном баке двигателя. Мотор из-за присутствия избыточного количества масла (если «автомат» исправен) будет поддымливать, но зато не выйдет из строя если вдруг выяснится, что система автоматического дозирования масла неисправна.