Моторные масла для 4-тактных двигателей

 

Представленные на рынке масла, в том числе имеют и отечественные зачастую имеют зарубежную маркировку. Как правило это SAE (Society of Automotive Engineers – Общество автомобильных инженеров) и американского стандарта API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти). Кроме того встречаются европейская (ACEA)  и японская (JASO) классификации, но на российском рынке они достаточно редко встречаются.

 

Какие качества масел учитывают стандарты? Прежде всего, это:

-  хорошие смазывающие и противоизносные свойства.  И если со смазкой все ясно – на то оно и масло, то борьба с износом  - это заслуга различных присадок (например соединений молибдена), создающих на поверхности металла твердую защитную пленку;

- стабильная вязкость (масло не должно сильно густеть при минусовых и чрезмерно разжижаться при повышенных температурах);

- хорошая моющая способность (масло должно смывать смолистые отложения и нагар с деталей двигателя);

- минимальное пенообразование (пена не только ухудшает смазывающие свойства масла, но и может вызвать неполадки в работе мотора);

- высокие нейтрализующие и противокоррозионные свойства (свойство, особенно ценное для судовых двигателей; кислоты образуются в процессе сгорания топлива как в двигателе автомобиля, так и в судовом двигателе, но судовой мотор дополнительно подвергается воздействию частичек влаги и соли, попадающих в двигатель  вместе с всасываемым воздухом).

 

Все эти, а также многие другие свойства масла определяются набором и используемой основой или базовым маслом. По типу основы масла белятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Наиболее высокотехнологичными и дорогостоящими являются синтетические масла, но это не значит, что они самые лучшие. Или лучше даже сказать так, они лучшие, но не для каждого двигателя. В целом «синтетика» больше подходит для современных высокооборотных двигателей, а «полусинтетика» и «минералка» - для менее нагруженных моторов.

 Синтетическое масло обладает более стабильными показателями, дольше служит, но это касается в первую очередь высокооборотных двигателей. Иногда разумнее залить в мотор «полусинтетику» или даже «минералку» если вы предпочитаете спокойное размеренное плавание и редко ходите в режиме «полный газ». Для средне- и низкооборотных двигателей, склонных с разжижению масла топливом, многие механики вообще советуют только «минералку», исповедуя принцип: лучше лишний раз поменять относительно недорогую «минералку» чем ездить на смеси топлива с маслом.

 

Ну, а главное в выборе масла являются указания инструкции по эксплуатации вашего двигателя, в котором прописаны параметры масла, чаще всего это SAE и API, хотя в последнее время все чаще встречается сертификация в соответствии с требованиями NMMA (Американская ассоциация производителей судового оборудования). Считается, что одобренные NMMA масла подходят для водно-моторной техники в первую очередь из-за повышенного содержания антикоррозийных присадок. Наиболее употребимым 4-тактным маслом для подвесных двигателей по критериям NMMA в настоящее время является масло класса FS-W.

 

SAE определяет вязкость масла. По вязкости масла делятся на «летние» и «зимние», но в настоящее время большинство масел являются всесезонными и меркируются примерно следующим образом: SAE 15W40, SAE 10W30 и т.д. Чем меньше число пере буквой W, тем более морозостойким является масло. Соответственно, чем больше число после буквы W, тем больше стойкость масла в высокой температуре.

 

Зимние масла

SAE

ГОСТ

5W

10W

15W

20W

 

Летние масла

 

SAE

ГОСТ

20

6-8

30

10-12

40

14-16

50

20

60

24

 

Всесезонные масла

 

SAE

ГОСТ

5W20

3з/8

10W20

4з/6 – 4з/8

10W30

4з/10

15W30

5з/10 – 5з/12

15W40

5з/14

20W30

6з/12

20W40

6з/14 – 6з3/16

 

Как уже было сказано, свойства масла определяются не только вязкостью. Другие эксплуатационные характеристики нормируются стандартом API. Согласно данному стандарту масла делятся на масла для бензиновых двигателей (обозначаются буквой s) и масла для дизельных двигателей (обозначаются буквой C). Существует 10 классов «бензиновых» масел (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL) и 11 классов «дизельных» (CA, CB, CC, CD, CDII, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4).

 

Вторая группа в данной маркировке указывает на уровень эксплуатационных свойств масел. Чем дальше от буквы A латинского алфавита расположена вторая группа в маркировке масле, тем выше его эксплуатационные свойства. Цифры в классах  «дизельного» масла указывают для каких типов дизельных двигателей оно предназначено (двухтактных или четырехтактных).

 

Универсальные масла маркируют двумя классами, например SJ/CH-4, SF/CC. Первым указывается тип двигателя, в котором данное масло использовать предпочтительней.  К примеру, маркировка SAE 10W40  API CF/SJ означает, что перед нами всесезонное универсальное моторное масло с предпочтительным применением в дизельных двигателях.

Прогресс не стоит на месте. С появлением все более совершенных двигателей с увеличенной степенью форсирования и высокой относительной литровой мощностью необходимость в маслах низших групп качества постепенно отпадает. К примеру, сейчас API выдает лицензии на выпуска масел категорий не ниже SH для бензиновых двигателей и CF – для дизельных.

 

Классы API вводились последовательно по мере появления новых моделей двигателей и ужесточения норм по токсичности выхлопа, расходу топлива, угару масла. Соответственно выбирать класс масла необходимо ориентируясь на указания инструкции к двигателю и год его производства. Масло более «позднего» класса можно заливать вместо более «раннего»,  а вот наоборот – нельзя.

 

SF – масла для бензиновых двигателей 1980-1989 годов выпуска.

SG - масла для бензиновых двигателей 1989-1994 годов выпуска.

SH - масла для бензиновых двигателей 1994-1997 годов выпуска.

SJ - масла для бензиновых двигателей 1997-2001 годов выпуска.

SL - масла для бензиновых двигателей, выпущенных после 2001 года.

 

CC и CD – масла, незначительно отличающиеся по качеству. Предназначены для дизельных двигателей, работающих в умеренных и тяжелых условиях. Масло CD предпочтительнее при использовании плохого топлива с повышенным содержанием серы.

CF – масла для дизельных двигателей с разделенной камерой сгорания, работающих на топливе с повышенным содержанием серы (до 0,5%).

CF-4 – масла для 4-тактных дизельных двигателей , выпущенных до 1990 года.

CF2 – масла для 2-тактных дизельных двигателей, выпущенные взамен масел класса CD II. Имеют лучшие моющие и смазывающие свойства.

CG-4 – масла для 4-тактных дизельных двигателей, удовлетворяющих по токсичности выхлопа нормам США 1994 года. В сравнении с маслами класса CF-4 обладают лучшими моющими, смазывающими, антикоррозионными свойствами, меньшей вспениваемостью при высокой температуре и хорошо сочетаются с малосернистым дизельным топливом (содержание серы менее 0,05%).

CH-4 – масла для длительной работы в условиях интенсивного загрязнения масла частицами сажи в 4-тактных дизельных двигателях, удовлетворяющих экологическим нормам 1998 года.

 

Российский ГОСТ разделяет масла на 6 эксплуатационных классов, имеющих буквенно-цифровое обозначение. К примеру, А1, В2. Буква означает класс масла, а цифры 1 и 2, соответственно, ориентацию его на применение в бензиновых и дизельных двигателях.

А – нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели;

Б – малофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений;

В – среднефорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию отложений;

Г – высокофорсированные бензиновые двигатели и высокофорсированные дизельные двигатели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений и коррозии;

Д – высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях на топливе, требующим использования масел с высокой нейтрализующей способностью, высокими антикоррозийными и смазывающими свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений.

E – высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях, более тяжелых, чем для масел группы Д. Масла этой группы отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими смазывающие свойствами.

 

Примеры маркировки по ГОСТу

М-10-Г2 – буква М обозначает принадлежность к моторным маслам, цифра 10 – класс вязости, буква Г с индексом 2 обозначает, что масло предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей.

М-4з/8-В2Г1 – универсальное всесезонное моторное масло для среднефорсированных дизелей и высокофорсированных бензиновых двигателей.  

 


 

 

Файл: Загрузить