Навигационные огни

 

Навигационные отличительные и сигнальные огни – важнейший элемент безопасности судовождения. Готовясь к плаванию, убедитесь, что ваша лодка снабжена навигационными огнями согласно правилам.

 

Схемы несения судовых огней подробно описаны в соответствующих правилах. Для российских внутренних вод это «Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации», для морского плавания – «Международные правила предупреждения столкновения судов в море». Оба документа содержат значительное количество обязательной к усвоению информации, но в данном тексте мы коснемся только самых распространенных ситуаций и прогулочных судов.

 

Выдержка из «Правил плавания по внутренним водным путям РФ»

Глава IV. Ночная ходовая сигнализация

П. 57 Одиночное самоходное судно должно нести:

- топовый огонь; Судно длиной 50 и более метров может нести второй топовый огонь, расположенный позади выше переднего;

- бортовые огни;

- три кормовых огня, расположенных треугольником основанием вниз – на судах шириной более 5 метров;

- один кормовой огонь в диаметральной плоскости – на судах шириной 5 метров и менее.

П. 71 Парусные суда должны нести:

- суда длиной 20 и более метров – бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня на топе мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний -  зеленым;

- суда длиной от 7 до 20 метров – бортовые огни, кормовой огонь. При этом огни могут быть совмещены в одном фонаре, установленном на топе мачты;

- суда длиной менее 7 метров -  белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнем;

- парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором должно нести огни как одиночное самоходное судно.

П. 72 Шлюпки судов должны иметь белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.

Глава V. Ночная стояночная сигнализация

П. 78 Одиночное судно на стоянке должно нести:

- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 метров – один белый круговой огонь на мачте;

- самоходное шириной более 5 метров – белый круговой огонь в носовой части, два кормовых огня, расположенные горизонтально, и белый огонь на краю ходового мостика со стороны судового хода, видимый в секторе 180 градусов;

- несамоходное длиной 50 м и более -  по одному белому круговому огню в носовой и кормовой частях.

 

Выдержка из «Международных правил предупреждения столкновения судов в море» (с сокращениями)

Часть С – огни и знаки

 

Правило 23. Суда с механическим двигателем на ходу.

(а)Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:

(I) топовый огонь впереди;

(II) второй  топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 метров не обязано, но может выставлять такой огонь;

(III) бортовые огни;

(IV) кормовой огонь.

(с) (I) Судно с механическим двигателем длиной менее 12 метров может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

(II) Судно с механическим двигателем длиной менее 7 метров, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно,  выставлять также бортовые огни;

(III) топовый огонь или белый круговой огонь на судне  с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна если его установка в диаметральной плоскости практически невозможна; при этом бортовые огни должны быть скомбинированы в одном фонаре, установленном в диаметральной плоскости судна или насколько это практически возможно близко к  продольной плоскости, в которой установлен топовый или белый круговой огонь.

 

Правило 25. Парусные суда на ходу и суда на веслах.

(а) Парусное судно на ходу должно выставлять:

(I) бортовые огни;

(II) кормовой огонь;

(в) На парусном судне длиной менее 20 м огни, предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе или около топа мачты в наиболее видном месте.

(с) Парусное судно на ходу может в дополнении к огням, предписанным пунктом (а) этого Правила, выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний  - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем, разрешенным в соответствии с пунктом (в) этого Правила.

(d) (I) Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (в) этого Правила, но, если судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

(II) Судно, идущее на веслах, может выставлять огни, предписанные этим Правилом для парусных судов, но, если оно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

(е) Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение механической установкой, должно выставлять впереди на наиболее видном месте знак в виде конуса вершиной вниз.

 

Правило 27. Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать.

(а) Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:

(I) два красных круговых огня, расположенных  по вертикальной линии в наиболее видном месте.

(II) два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте.

(III) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, - бортовые огни и кормовой огонь.

(b) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:

(I) три круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний – белым;

(II) три знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний – ромбом.

(III) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (I),  - топовый огонь или огни, бортовые огни и кормовой огонь;

(IV) Если судно стоит на якоре, то в дополнение к огням или знакам, предписанным подпунктами (I) (II), - огонь, огни или знак, предписанные правилом 30.

(g) Суда длиной менее 12 метров, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни знаки, предписанные этим Правилом.

(h) Сигналы, предписанные этим правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствие и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении (IV) к настоящим правилам.

Правило 30. Суда на якоре и суда на мели

(а) Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

(I) в носовой части судна – белый круговой огонь или шар;

(II) на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (I), - белый круговой огонь.

(b) Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила.

(с) Судно на якоре может, а судно длиной более 100 должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

(d) Судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (b) этого правила и, кроме того, на наиболее видном месте:

(I) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии;

(II) три шара, расположенные по вертикальной линии.

(e) Судно длиной менее 7 м на якоре, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни и знаки, предписанные пунктами (а) и (b) этого правила.

(f) Судно длиной менее 12метров на мели не обязано выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (I) и (II) пункта (d) этого Правила.

 

Можно отметить, что для судов небольших размерений схемы несения огней на внутренних водоемах и в море отличаются очень незначительно. Общим является и требование к правильной установке огней на судне, подразумевающее освещение огнем оговоренного правилами сектора, отсутствие рядом с огнем предметов или конструкций, способных отразить или рассеять его свет и тем самым ввести в заблуждение других судоводителей. Иные источники света на судне, которые по ошибке могут быть приняты за навигационные огни, должны быть перенесены или ограждены экранами. Не стоит забывать и о хорошей морской практике. Правила допускают некоторые упрощения для малых судов, но если есть возможность, лучше оборудовать свое судно огнями по-взрослому. 
 

 


 

 

Файл: Загрузить