Многие судоводители знают, что возможностей штатного рулевого устройства судна, будь то перо руля, подвесной мотор или двигатель с угловой колонкой, далеко не всегда бывает достаточно для безопасного маневрирования. При шлюзовании, швартовке, маневрировании в узкой гавани яхт-клуба, особенно при сильном ветре и на волнении очень часто возникают ситуации, когда движущееся с малой скоростью судно не слушается руля, создавая аварийную ситуацию. Весьма полезным в таких случаях бывает наличие на судне подруливающего устройства или «подрулки», как его предпочитают называть опытные «мореманы» – вспомогательного гребного винта, расположенного поперек корпуса и двигающего судно не вперед или назад, а вправо или влево - вбок. Гребной винт подруливающего устройства приводится в действие электро-или гидромотором. Чаще всего «подрулку» устанавливают в носовой части судна. Установка второго подруливающего устройства в корме еще более увеличивает маневренные качества судна, позволяя ему двигаться боком и разворачиваться на месте. При выборе подруливающего устройства следует учитывать тип судна (глиссирующее, водоизмещающее), его длину, относительную парусность (боковую проекцию всех надводных частей судна), а также преобладающую силу ветра, при которой планируется эксплуатация судна. Данные зависимости сведены в публикуемую ниже таблицу рекомендаций, разработанную компаней «Lewmar». |
Устанавливая «подрулку» следует руководствоваться несколькими общими принципами. Устанавливайте подруливающее устройство как можно ближе к оконечностям судна (к носу или в корме). Длина тоннеля – чем меньше, тем лучше, длинный тоннель снижает КПД гребного винта «подрулки». На скоростных судах высота установки тоннеля подруливающего устройства должна быть выбрана таким образом, чтобы при выходе судна на глиссирование тоннель оказывался выше уровня воды и не создавал дополнительного сопротивления.
Все электрические подруливающие устройства потребляют значительный электрический ток (см. таблицу), в связи с чем необходимо позаботиться о наличии аккумуляторной батареи достаточной емкости, а для монтажа электропроводки использовать кабели достаточного сечения.
Модель |
Номинальный ток, А |
140 2 кВт, 12 В |
270 |
140 2,2 кВт, 12 В |
280 |
185 3 кВт, 12 В |
330 |
185 3 кВт, 24 В |
160 |
185 4 кВт, 12 В |
470 |
185 4 кВт, 24 В |
235 |
185 5 кВт, 12 В |
480 |
185 5 кВт, 24 В |
240 |
185 6 кВт, 12 В |
700 |
185 6 кВт, 24 В |
370 |
250 8 кВт, 24 В |
500 |
250 9,6 кВт, 48 В |
330 |
300 10,8 кВт, 24 В |
650 |
300 15 кВт, 48 В |
420 |