Трансмиссионные масла

Редукторы современных судовых двигателей изготавливаются на высоком технологическом уровне и требуют применения специальных трансмиссионных масел. Обычное моторное масло может быть залито в редуктор лишь а исключительных случаях (как правило, его применение допустимо в малонагруженных передачах с цилиндрическими шестернями, работающими при умеренных температурах). Во всех других судовых трансмиссиях используются специальные трансмиссионные масла.

 

Выбор масла определяется. Особенностями конструкции передачи и условиями ее эксплуатации. Среди основных  требований к трансмиссионному маслу можно выделить:

- высокие противоизносные и противозадирные свойства;

- стабильную вязкость во всем диапазоне рабочих температур;

- высокую противокоррозионную активность.

 

В отечественной классификации обозначение трансмиссионного масла начинается  с букв ТМ (трансмиссионное масло). Далее следует цифра (от 1 до 5), обозначающая эксплуатационные свойства масла или возможные области его применения, вторая цифра (9, 12, 18, 34) указывает на класс вязкости (чем больше эта цифра, тем больше вязкость, тем в более теплом климате это масло можно использовать). Завершать маркировку могут знаки дополнительной информации (например «рк» - рабоче-консервационные масла, «з» - масла с загущающей присадкой).

 

Эксплуатационные свойства отечественных трансмиссионных масел (первая цифра в маркировке):

1 – масла без присадок для цилиндрических, конических и червячных передач, работающих при низких нагрузках и температуре не выше 90 градусов Цельсия;

2 – масла с противоизносными присадками для цилиндрических, конических и червячных передач, работающих при повышенных нагрузках и температуре до 130 градусов Цельсия.

3 – масла с противозадирными присадками умеренной эффективности для цилиндрических, конических, спирально-конических и гипоидных передач, работающих при повышенных нагрузках и температуре до 150 градусов Цельсия.

4 – масла с противозадирными присадками высокой эффективности для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач, работающих при высоких нагрузках и температуре до 150 градусов Цельсия.

5 – масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла для гипоидных передач, работающих с очень высокими нагрузками и температуре масла до 150 градусов Цельсия.

 

Зарубежные трансмиссионные масла классифицируются так же, как и моторные  в соответствии с классами вязкости (SAE) и эксплуатационными качествами (API).

 

Как правило, большинство трансмиссионных масел рассчитаны работать как при низких (цифра перед буквой W), так и при высоких температурах (цифра после буквы W). Они обозначаются двойной маркировкой, например SAE 80W90. Чем больше разница в цифрах маркировки, там в более широком температурном диапазоне масло сохраняет свои свойства. В погруженных в воду редукторах подвесных моторов или угловых колонок чаще всего используются масла SAE 75W90 и SAE80W90. Для реверс-редукторов стационарных двигателей, которые работают в жарких машинных отделениях больше подойдет SAE 85W140. Температурные диапазоны (в градусах Цельсия) применения трансмиссионного масла того или иного класса вязкости указаны ниже.

 

SAE 70W

-55

SAE 75W

-40

SAE 80W

-26

SAE 85W

-12

SAE 90

+30

SAE 140

+45

SAE250

+55

SAE75W90

-40/+30

SAE 80W90

-26/+30

SAE 85W140

-12/+140

 

Ориентировочно классы вязкости SAE можно приравнять к следующим классам ГОСТа.

 

SAE

ГОСТ

75W

9

80W и 85W

12

90W

18

140W

34

80W-90W

Нет аналогов

75W-90W

Нет аналогов

 

В эксплуатационной маркировке трансмиссионных масел API разобраться еще проще – она почти полностью соответствует отечественной классификации. На принадлежность к трансмиссионному в системе API указывает сочетание букв GL (gear lubricant). За буквами следует цифра от 1 до 5. На практике чаще всего используются масла GL4 и GL5. Бывает также класс GL6, но такое масло для чрезвычайно нагруженных передач практически не встречается.

 

Соответствия эксплуатационных характеристик трансмиссионного масла по ГОСТ и API.

ГОСТ

API

ТМ-1

GL-1

ТМ-2

GL-2

ТМ-3

GL-3

ТМ-4

GL-4

ТМ-5

GL-5

 

Большинство общеупотребительных классификаций не учитывают отдельной группы масел для автоматических трансмиссий (ATF) так как большинство производителей трансмиссий-автоматов предъявляют к маслам для своих изделий  специфические требования. Ряд реверс-редукторов с фрикционными дисками или самотормозящими муфтами требуют заливки строго определенного масла для автоматических трансмиссий. Читайте инструкцию или информацию на шильдике вашего реверс-редуктора! Обычное, пусть даже самое лучшее трансмиссионное масло может вызвать преждевременный выход из строя редуктора, рассчитанного на «масло-автомат».

 

Масло для автоматических трансмиссий отличается содержанием особо эффективных противозадирных присадок, образующих между скользящими элементами трансмиссии стойкую к сдвигу пленку, передающую нагрузку, но одновременно уменьшающую  износ поверхностей. Сохранению смазочной пленки, особенно при высоких температурах, способствуют хорошие вязкостно-температурные свойства такого масла и устойчивость его к окислению.

 


 

 

Файл: Загрузить