Водоросли и моллюски, поселяющиеся на корпусе судна, не только неопрятно выглядят, но и снижают скорость и маневренность судна, увеличивают расход топлива, а в ряде случаев (к примеру, засорив водозаборные отверстия) могут вызвать перегрев двигателя и его серьезную поломку. Доказано также, что некоторые из «прилипал» в процессе жизнедеятельности выделяют разрушающие обшивку судна вещества. Ошибочно считать, что суда, эксплуатирующиеся в пресной воде, обрастанию не подвержены. Да, в холодной чистой воде (к примеру в Онеге или Ладоге) обрастание действительно незначительное, чего нельзя сказать о большинстве других, достаточно теплых, богатых микроорганизмами и растворенной органикой пресноводных водоемах. К примеру, на Волге в Средней полосе России незащищенный корпус обычно уже через две недели после спуска судна на воду покрывается зеленоватым налетом одноклеточных водорослей, еще через неделю начинается рост нитевидных зеленых водорослей, поселяются моллюски и колонии пресноводных губок. Скорость водоизмещающего судна, отягощенного таким «огородом», снижается на 20-40% к концу сезона, а скоростная лодка вообще может перестать выходить на глиссирование. Для борьбы с незваными поселенцами ничего лучше необрастающей краски до сих пор не придумано. Попробуем разобраться, какие необрастающие краски бывают, как их выбирать и как ими пользоваться.
Любая эффективная необрастающая краска представляет собой комбинацию из четырех основных ингредиентов, это:
- Биоцид - смесь активных веществ (ядов), препятствующих биологическому обрастанию (существуют краски без биоцидов, к примеру, краски на базе силикона, но их эффективность существенно ниже);
- Полимер - связующий компонент, создающий пленку, удерживающую компоненты краски на поверхности корпуса судна, от того, какой полимер используется, зависит тип необрастающей краски;
- Растворитель - определяет такие свойства краски, как текучесть и скорость высыхания;
- Пигмент – от него зависит цвет покрытия.
По типу используемого полимерного связующего, все необрастающие краски мощно разделить на два основных типа: эродирующие (их еще называют самополирующимися) и твердые.
Эродирующие необрастающие краски
Эродирующие краски способны медленно растворяться в воде. Постепенно смывая верхние слои такой краски, вода постоянно «освежает» необрастающее покрытие. В результате слой краски, обращенный к желающим поселиться на нем обрастателям, всегда содержит высокую концентрацию биоцидов, но, даже если какие-то особо настырные организмы все же сумеют на нем закрепиться, в ход вступит второй механизм действия краски – ее смываемость. Ослабленные действием биоцидов «захватчики» со временем будут унесены набегающим потоком воды вместе с микроскопическими чешуйками краски, к которым им удалось прикрепится. Благодаря этим двум параллельно действующим механизмам защиты (содержание биоцида + смываемость), эродирующие краски обладают лучшими защитными свойствами среди всех типов красок. Есть у них и два других важных преимущества:
- Благодаря тому, что наружный слой эродирующих красок постоянно обновляется, такой тип красок можно наносить увеличенным количеством слоев, обеспечивая, таким образом, защиту сразу на несколько сезонов подряд (актуально для лодок, длительное время не поднимаемых из воды);
- К концу сезона толщина слоя эродирующей краски существенно уменьшается, что снижает затраты труда при перекраске – нет необходимости периодически удалять старую краску с корпуса лодки, достаточно слегка зашкурить предыдущий слой краски, обезжирить/обеспылить поверхность с помощью таких средств как «Super cleaner» или «Универсальный очиститель/обезжириватель «Мореман» и нанести свежую краску.
Эродирующие необрастающие краски представлены в нашем интернет-магазине следующими марками: «Basic», «Mille NCT» («Hempel»), «Boatguard EU», «Cruiser Uno», «Micron Extra» («International»). Механизм действия у них одинаков, но есть некоторые различия в эффективности:
«Basic» - краска бюджетного уровня для акваторий, в которых обрастание незначительно (к примеру, северные реки, холодные озера, можно применять на Средней Волге, но тут возможно легкое обрастание);
«Boatguard EU» - эту краску также можно отнести к бюджетным, но по уровню защиты от обрастания она превосходит предыдущую, в пресной воде ее даже можно рекомендовать для защиты от обрастания средней степени (к примеру, Средняя Волга в жаркий сезон), в соленой воде эта краска хороша только для защиты от незначительного обрастания;
«Cruiser Uno» - занимает среднее положение в линейке обрастающих красок, хорошо защищает от обрастания средней степени как в пресной, так и в соленой воде, особенностью этой краски является возможность нанести ее одним-единственным слоем (все остальные краски обычно требуют 2-3 слоев) в расчете на один сезон, что значительно упрощает и ускоряет окраску (но мы рекомендуем все-таки нанести второй слой краски узкой полосой вдоль ватерлинии, в районе форштевня, руля, гребного винта, то есть, в зонах, где омывание слоя краски водой особенно интенсивно и есть риск преждевременного смывания);
«Mille NCT» - краска высшей категории защиты, используется для защиты в акваториях с интенсивным обрастанием (к примеру, Нижняя Волга, тропики), а также для защиты судов, длительное время стоящих у причала.
«Micron Extra» - формально краска также относится к той же высшей категории защиты, что и «Mille NCT», но фактически, по нашим многолетним наблюдениям, она все же заметно превосходит ее по способности противостоять обрастанию в самых жестких условиях.
При всех плюсах эродирующих необрастающих красок, есть у них и минусы. Один из механизмов их действия (смываемость) накладывает ограничение на их использование. Мягкие эродирующие краски нельзя использовать на скоростных глиссирующих лодках (и прочих судах, передвигающихся со скоростью более 30-40 км/ч) – скорость потока воды, омывающего днище таких лодок, столь высока, что эродирующая краска просто смоется с корпуса раньше времени. Также мягкий слой эродирующей краски будет легко повреждаться при подъеме лодки на трейлер. Для защиты от обрастания скоростных и трейлерных лодок используют твердые необрастающие краски.
Твердые необрастающие краски
Как следует из названия, они не смываются водой, сохраняют твердость и остаются на корпусе лодки до конца навигации. Как же биоциды из нижележащих слоев твердой краски попадают на ее поверхность? Дело в том, что полимерное связующее таких красок обладает некоторой проницаемостью. Этой проницаемости достаточно, чтобы биоциды из нижних слоев краски могли постепенно мигрировать в наружный слой и эффективно бороться с водорослями и ракушками. Но в то же самое время твердые краски совершенно бесполезно наносить избыточным количеством слоев (больше 2-3) - способность биоцидов мигрировать все-таки ограничена и в нижних слоях они будут просто заперты и в борьбе с обрастанием участия не примут.
Отдельная разновидность твердых необрастающих красок - тефлоновые краски. В полимерное связующее таких красок добавлено большое количество тефлона – фторуглерода, отличающегося очень низким коэффициентом трения. Благодаря тефлону, такие краски обладают способностью снижать трение корпуса судна о воду, что на скоростных судах означает некоторую прибавку в скорости. Кроме того, обрастателям сложнее закрепиться на скользкой поверхности тефлоновых красок.
Пожалуй единственным минусом твердых необрастающих красок является необходимость периодического удаления их с корпуса лодки, в противном случае из-за наслоений краски в результате ежегодных перекрашиваний днище со временем будет напоминать старую оконную раму. Удалить краску можно механически с помощью наждачной бумаги (не забывайте, что образующаяся пыль ядовита!) или же с помощью шпателя, предварительно размягчив краску специальной смывкой - «Paint Stripper» («Hempel») или «Interstrip» («International»).
Твердые краски представлены в нашем ассортименте следующими марками:
«Hard Racing TecCel» - краска для защиты в условиях умеренного и среднего обрастания;
«Ultra EU» - краска, известная ранее как «Interspeed Ultra», - самая универсальная и сильнодействующая твердая краска, используется для защиты от обрастания в любых условиях – от умеренного до самого жесткого обрастания.
«VC-17M» - тонкопленочная тефлоновая краска, отличный выбор для гоночных судов, после высыхания образует очень тонкую, не требующую шлифовки, пленку, минимизируя, таким образом, вероятность образования потеков и прочих шероховатостей, по уровню защиты от обрастания краска может быть рекомендована для защиты активно двигающихся судов в зонах с интенсивностью обрастания от умеренного до среднего, на мало двигающихся судах возможно легкое обрастание, которое, впрочем, легко удаляется со скользкого слоя краски губкой или щеткой;
«VC-17 Extra» - такие же свойства, что у «VC-17M», но лучшая способность противостоять обрастанию благодаря новой формуле биоцидов;
«VC Offshore» - эта тефлоновая краска образует чуть более толстую пленку, чем краски «VC-17», но зато лучше противостоит обрастанию, используется на гоночных судах, требующих от необрастающей краски не только низкого коэффициента трения, но и надежной и длительной защиты от обрастания.
В двух словах
Подведем краткий итог! При выборе необрастающей краски следует учитывать в первую очередь скорость судна и характер его эксплуатации. Если скорость ниже 30-40 км/ч и лодка не поднимается часто на трейлер – имеет смысл использовать мягкую эродирующую необрастающую краску, подобранную в соответствии с ожидаемой интенсивностью обрастания в районе эксплуатации судна. Если же скорость больше и/или предполагается частый подъем на берег (или базирование в приливно-отливной зоне и частой осушкой), то лучше предпочесть твердую краску. Если судно гоночное – то твердую-тефлоновую. Такой алгоритм выбора справедлив для лодок с корпусами из любых материалов (стеклопластик, сталь, дерево) – любых, но не алюминиевых!
Необрастающие краски для алюминиевых судов
Внимание, обычные необрастающие краски непригодны для алюминиевых судов! Дело в том, что порошок металлической меди (медная пудра) или оксид меди, входящие в состав почти всех необрастающих красок (есть краски без меди, но они уступают в эффективности), образуют с алюминием гальваническую пару, в которой алюминий корпуса судна по отношению к меди становится анодом, то есть начинает разрушаться. Да, именно так - краски с медью вызывают ускоренную коррозию алюминиевых судов! Поэтому, если у вас алюминиевая лодка, то все, изложенное выше, для вас не имеет значения! Вы просто идете в магазин и попросту спрашиваете необрастающую краску для алюминиевых судов. Медь в такие краски добавляется в виде особого соединения (тиоцианата меди), гальваническая активность которого по отношению к алюминию очень невелика, но, тем не менее, она есть, именно поэтому все алюминиевые корпуса перед нанесением необрастающих красок должны быть надежно загрунтованы. Подчеркиваем: мало выбрать правильную необрастающую краску для алюминия, надо еще хорошо изолировать корпус от воды, предотвратив, таким образом, перенос электронов и возможность образования даже слабой гальванопары! Для грунтовки алюминия можно использовать эпоксидный грунт «>Interprotect» или мягкий виниловый грунт «Primocon».
Необрастающих красок для алюминия выпускается не так много, у нас представлены всего три марки:
«AluSafe» - краска для защиты в условиях умеренного обрастания (водоемы с холодной водой);
«AluXrta» - краска для защиты в условиях средней интенсивности обрастания (например, Средняя Волга);
«Trilux 33» - краска для защиты в условиях средне- и высокоинтенсивного обрастания (например, Нижняя Волга);
«Trilux Prop-o-drev»/«Prop AF» - необрастающие краски в аэрозольных баллонах для защиты алюминиевых гребных винтов и дейдвудов подвесных моторов и угловых колонок; благодаря аэрозольной упаковке очень удобны в нанесении на поверхности сложной формы, но не забывайте о необходимости грунта, для удобства работы грунт также можно взять в аэрозольном баллоне («VC Prop-O-Drev Primer»).
Цвет необрастающей краски
Особенностью большинства необрастающих красок является то, что финальный цвет покрытия проявляется только спустя некоторое время после спуска судна на воду. Не удивляйтесь, если, купив, к примеру, белую необрастающую краску «Ultra EU» («Interspeed Ultra»), вы обнаружите в банке краску светло-серого оттенка. Это нормально! В течение нескольких дней после погружения в воду краска поменяет оттенок и станет значительно светлее. Однако, следует помнить, что исключительно чистого белого цвета добиться все равно не получится. Большинство эффективных необрастающих красок (в особенности красок светлых цветов) имеют несколько приглушенные оттенки, связано это с тем, что биоциды и соединения меди, призванные бороться с обрастанием, очень сложно поддаются маскировке. С этим же связано образование посторонних цветовых оттенков в районе ватерлинии, что иногда случается – соединения меди реагируют с кислородом воздуха и меняют цвет краски. На практике подобные цветовые изменения мало заметны, если не приглядываться, но если, все таки, идеально чистый, яркий и стабильный цвет необрастающей краски имеет для вас первостепенное значение (даже большее, чем ее эффективность) - используйте краски для алюминиевых судов. За счет особой формы соединения меди, входящего в их состав, эти краски обладают самыми яркими и чистыми цветами, которые, к тому же, не меняют оттенка в районе ватерлинии. По этой причине необрастающие краски для алюминиевых судов очень часто применяют для отбивки ватерлинии. То есть, основная часть днища красится обычной необрастающей краской, а полоса в районе ватерлинии прокатывается краской для алюминиевых судов.
Сколько краски купить?
Для расчета потребного количества необрастающей краски необходимо вычислить площадь, подлежащую окраске. Сложите ширину лодки с удвоенной высотой подводного борта, умножьте полученную величину на длину корпуса по ватерлинии, полученную в итоге цифру умножьте на 0,85. Вы получите площадь, подлежащую окраске в расчете на один слой краски.
Пример:
Длина по ватерлинии – 9 м;
Ширина - 3 м;
Высота подводной части борта – 0,6 м;
Расчет: 3+0,6х2= 4,2 м х 9 м = 37,–8 кв. м х 0,85 = 32,13 кв. м.
Если краска требует нанесения в два слоя (указывается в описании к краске), умножаем полученную величину на два: 32,13 кв. м. х 2 = 64,26 кв. м – это суммарная площадь, которую нам надо будет покрыть необрастающей краской в два приема. Разделив эту площадь на укрывистость конкретной марки краски (площадь, которую можно покрыть одним литром краски в один слой – данная величина приведена в описании каждой краски), получим количество краски, которое необходимо приобрести. К примеру, для краски «Ultra EU» («Interspeed Ultra»), имеющий укрывистость 9 кв. м. с одного литра, результат будет следующим: 64,26 кв. м. / 9 кв. м.*1 литр = 7,14 литров, то есть надо будет купить три банки краски по 2,5 литра или две банки по 2,5 литра и три по 0,75 литра.
Подготовка поверхности и нанесение необрастающей краски
Ранее не окрашенные суда
Корпуса из качественного стеклопластика - если стеклопластик качественный и нет необходимости защищать его от осмоса, необходимо вымыть днище с помощью концентрированного раствора таких средств как «Super cleaner» или «Универсальный очиститель/обезжириватель «Мореман» - они удалят жировые загрязнения и силикон; затем вся площадь, подлежащая окраске, матируется (шлифуется до образования матовости) с помощью наждачной бумаги с зерном 180-220, рельефные поверхности удобно обработать с помощью
>абразивной губки; затем корпус вновь моется указанными выше средствами для удаления пыли и жировых-масляных пятен, которые могли попасть на него в процессе обработки; после высыхания границы области, подлежащей окраске, маскируются малярным скотчем (мы настоятельно рекомендуем использовать качественный скотч от «3М», не оставляющий следов, выдерживающий намокание и нагрев на солнце: Профессиональная малярная лента "Scotch® 3030" или Профессиональная малярная лента "Scotch® 3434", водостойкая, затем наносится один слой грунта «Primocon» и затем – рекомендованное количество слоев необрастающей краски с соблюдением интервалов межслойной сушки.
Корпуса из проблемного стеклопластика - если есть основания полагать, что стеклопластик подвержен осмосу (старая лодка или лодка от малоизвестного производителя), перед нанесением необрастающей краски рекомендуется нанести антиосмотический барьер; процедура аналогична описанной выше, но перед нанесением грунта «Primocon» на днище наносится 4-5 слоев эпоксидного грунта «Gelshiels 200» или «VC-Tar 2» (последний используется, если планируется применение тефлоновых необрастающих красок серии VC), затем поверх грунта «Gelshiels 200» наносится один слой грунта «Primocon» и затем – рекомендованное количество слоев необрастающей краски с соблюдением интервалов межслойной сушки, поверх «VC-Tar 2» сразу наносится необрастающая краска.
Неокрашенные корпуса из стали, алюминия, деревянные корпуса – лодки из всех перечисленных материалов перед нанесением необрастающих красок должны быть должным образом загрунтованы. Для стали и алюминия рекомендуется использовать эпоксидный грунт «Interprotect» (4-5 слоев) + 1 слой грунта «Primocon» после соответствующей абразивной подготовки поверхности (не забывая про обезжиривание). Деревянные лодки лучше сразу грунтовать мягким эластичным грунтом «Primocon» в 4-5 слоев. Затем – рекомендованное количество слоев необрастающей краски с соблюдением интервалов межслойной сушки
Ранее окрашенные суда
Если судно уже окрашено грунтом и он в хорошем состоянии, зашкуриваем его с помощью наждачной бумаги с зерном 180-220 или абразивной губки для придания поверхности матовости, затем моем очистителями/обезжиривателями, упомянутыми выше, наносим один слой грунта «Primocon» и рекомендованное количество слоев необрастающей краски с соблюдением интервалов межслойной сушки. Если судно ранее было окрашено необрастающей краской, марка которой известна, удаляем отслоившуюся краску, обрабатываем старое покрытие наждачной бумагой, очищаем/обезжириваем и наносим новую совместимую необрастающую краску. Проблема в том, что информация о совместимости имеется только для красок одного производителя (то есть, официальной информации о совместимости, к примеру, необрастающих красок «Hempel» и «International» не существует). Тут действует одно правило: если ранее нанесенная краска неизвестна или несовместима с новой, сначала надо нанести один слой разделительного грунта «Primocon», а уже затем – новую необрастающую краску. На практике обычно совместимы между собой краски одного типа, то есть эродирующие с эродирующими, твердые с твердыми, тефлоновые с тефлоновыми. В большинстве случаев не рекомендуется наносить твердые и тефлоновые краски поверх мягких эродирующих, поверх тефлоновых с гарантией лягут только тефлоновые. Но это неофициальная рекомендация! Официальная звучит так: Не знаешь чем было окрашено ранее, сомневаешься в совместимости? Положи сначала слой разделительного грунта «Primocon»!
Процесс окраски
Как правило, все необрастающие краски имеют тяжелый густой осадок, который необходимо поднять со дна банки и тщательно перемешать с лакокрасочным связующим. Консистенция хорошо размешанной необрастающей краски напоминает сметану. У неопытных судовладельцев часто возникает желание сделать краску пожиже, добавив в нее растворитель – это ошибка! В большинстве случаев разбавлять необрастающие краски не нужно! Именно в таком густом состоянии они и наносятся на корпус лодки! Только в случае, если окраска производится в жаркий ветреный день и краска буквально «встает» под валиком, следует добавить немного растворителя. Еще раз: приобретая необрастающую краску, купите и баночку растворителя, но добавляйте его в краску в минимальных количествах и только по необходимости!
Лучший инструмент для нанесения необрастающей краски - поролоновый валик или валик с коротким ворсом. Нанесение распылителем лишено смысла – результат окраски будет тем же самым, но часть краски уйдет в распыл и придется потратиться на дополнительные средства защиты (необрастающие краски ядовиты!).
Количество слоев, которое необходимо нанести, указано в описании каждой необрастающей краски. Данное количество слоев рассчитано, исходя из типичной толщины слоя, образующегося при нанесении валиком краски оптимальной консистенции. Очень важно равномерно нанести на корпус количество краски, равное расчетному! Так, в примере выше мы подсчитали, что на некий теоретический корпус в два слоя необходимо нанести 7,14 литров необрастающей краски. Предположим, что мы нанесли положенные два слоя, а краска еще осталась. Это значит, что мы по неопытности положили слишком тонкие слои (или «переборщили» с растворителем). Что делать? Берем оставшуюся часть краски и по возможности равномерно «вымазываем» ее на корпус. Еще раз: все расчетное количество краски должно быть равномерно нанесено на корпус лодки, количество слоев – вторично!
Совет: если лодка не была ранее окрашена необрастающей краской и вы используете твердую необрастающую краску, есть смысл купить краску двух цветов и положить первый слой контрастным цветом, к примеру красным. Потом, спустя несколько лет, при механическом удалении отработавших свой ресурс слоев необрастающей краски, этот контрастный слой позволит не повредить нижележащий слой грунта и/или гелткоута (показался красный – прекращай шлифовку!).
Срок защиты, спуск на воду
Твердые необрастающие краски, нанесенные в рекомендованном количестве, гарантируют надежную защиту в течение одного сезона. Наносить их избыточным количеством слоев бесполезно – биоциды, содержащиеся в нижележащих слоях краски, будут заперты в толще краски. Эродирующие (самополирующиеся) необрастающие краски медленно, слой за слоем, смываются с корпуса, «подставляя» обрастателям всякий раз свежую порцию биоцидов – эти краски можно нанести увеличенным количеством слоев, обеспечив, таким образом, защиту на 2-3 сезона вперед. Но, эта рекомендация справедлива только для судов, находящихся наплаву! Если лодка на длительные периоды времени поднимается на сушу (например для зимнего хранения), целесообразнее окрашивать ее в расчете только на один сезон. Дело в том, что необрастающие краски не предназначены для длительного пребывания на воздухе. Они слишком сильно пересыхают, утрачивают свою активность под действием кислорода воздуха и ультрафиолета. По этой же причине всегда обращайте внимание не только на минимальный, но и на максимально допустимый срок до спуска судна на воду, указанный в инструкции к необрастающей краске (обычно от нескольких недель до нескольких месяцев). Краска, «перестоявшая» на воздухе, будет менее эффективной, такое необрастающее покрытие лучше повторно зашкурить, промыть водой под давлением и нанести еще один слой краски такой же марки.